Статьи - ИЗО и Технология

Презентации - Изо и Технология


Adsense
Сайт в...
Кнопка сайта

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В МАСТЕРСКИХ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В МАСТЕРСКИХ

Наличие в школах учебных мастерских позволяет ши­роко развернуть внеклассную работу по изучению техни­ки. В разнообразной по содержанию внеклассной техни­ческой работе можно выделить два основных направле­ния. Во-первых, создание различных предметных и техни­ческих кружков, например, кружков по физике и химии, авиамодельных и судомодельных, радиотехнических и ав­томобильных, деятельность которых состоит в изучении того или иного вида техники и в изготовлении различных моделей, приборов, макетов, учебных пособий и т. п. Часто работа в кружках ведется в плане программы то­го или иного учебного предмета, связанного с техникой. Во-вторых, при мастерских организуются так называемые кружки технического труда, содержанием работы кото­рых является более глубокое освоение учениками того или иного мастерства. Так, например, для желающих ор­ганизуются кружки по изучению столярного, слесарного, токарного дела, резьбы по дереву и т. д. Оба эти вида внеклассной работы по технике представляют большой интерес. Что касается методики и организации труда в технических и предметных кружках, то они достаточно хорошо разработаны и проверены на практике.

Организаторами и руководителями кружков техничес­кого труда являются в большинстве случаев преподава­тели труда, ведущие практические занятия с учащимися V—VII классов. Они руководят и работой технических кружков, согласуй ее с другими учителями или с пригла­шаемыми для консультации специалистами.

Следует иметь в виду, что практические занятия в мастерских являются обязательной для всех учеников частью политехнического обучения. Знания и умения, приобретаемые ими на практических занятиях, служат тем необходимым минимумом, который определен госу­дарственной программой. Между тем многие школьники проявляют большой интерес к техническим знаниям и умениям, который не может быть полностью удовлетво­рен на практических занятиях, проводимых по учебному плану.

Внеклассная работа в технических кружках даст воз­можность дифференцированно развивать технические зна­ния и  умения  школьников,  учитывать их  интересы и стремления. Тематика работы многих кружков в опре­деленной мере дублирует содержание практических заня­тий, причем с каждым годом обучения это проявляется все более потому, что в программе занятий значительное место занимают комбинированные работы по дереву, ме­таллу и техническое моделирование. Однако это лишь внешнее, формальное дублирование. По существу же ха­рактер работы в кружке существенно отличается от прак­тических занятий и дает более высокие результаты. Имен­но в технических кружках особенно ярко проявляются способности некоторых учеников к мастерству, к конст­руктивной выдумке и техническому творчеству.

Тематика работы технических кружков более сложна, нежели та, что предусмотрена программой по труду. Даже в тех случаях, когда по названию тема практиче­ских занятий сходна с темой работы кружка, это не зна­чит, что и содержание их совпадает. Очевидно, что во втором случае оно будет более сложным, квалифициро­ванным по выполнению. Необходимо также обратить внимание на большую гибкость внеклассных форм рабо­ты по сравнению с учебными. Наряду с изучением и ос­воением разных видов мастерства на занятиях кружка может быть сделано много важных и полезных дел по улучшению оборудования школы, по строительной тема­тике и т. д.

Наконец, надо учитывать, что в мастерских будет про. водиться внеклассная работа не только с учащимися IV—VII, но и VIII—X классов. Содержание ее опреде­ляется преподавателями труда и другими учителями шко­лы. В IV и V классах она соответствует работе кружков «Умелые руки». В VI и VII классах можно организовать кружки технического труда, которые будут развиваться и укрепляться в старших классах. Школьники этого воз­раста с большим интересом работают на токарных стан­ках по дереву и металлу. Для этой цели полезно использовать настольные станки. Многих уча­щихся привлекает углубленное изучение столярного и слесарного дела, выпиливания, резьбы по дереву и др.

При выполнении в кружках различных работ не сле­дует торопиться. Основное внимание надо уделить куль­туре труда, прививать учащимся вкус к мастерству.

Выставки самодельных  приборов и учебно-наглядных пособий по физике , биологии.) явились блестящей ил­люстрацией того, насколько неисчерпаемы возможности для повышения уровня технических знаний школьников и реализации их творческих устремлений. На выставках были представлены тысячи пособий, иногда очень ори­гинальных по своей основной идее, содержанию и техни­ке выполнения. Многие из них заслуживают внедрения в практику школьного преподавания.

В России есть много учителей-энтузиастов, которые вместе с учениками создают учебные кабинеты, школьные музеи. Было бы совершенно неправильно рас­сматривать эту работу лишь как необходимость, вызван­ную недостатком соответствующего оборудования. В шко­лах, где работают такие учителя имеются хорошо обо­рудованные учебные кабинеты, но в труде их учеников изготовление физических приборов и других пособий за­нимает большое место, потому что преподаватели прида­ют этому серьезное воспитательное и образовательное значение.

Организация школьных мастерских дает возможность прежде всего привести в порядок имеющееся в школе учебное оборудование. Это крайне необходимо сделать, исходя, главным образом, из воспитательных целей. Ведь нельзя демонстрировать учащимся изорванные, измятые, поломанные наглядные пособия, которые стали такими вследствие небрежного хранения, или мириться с фактом невозможности использовать модель, имеющую какое-ни­будь ничтожное повреждение.

Правильно организованный труд учащихся в ма­стерских даст возможность постоянно пополнить учебные кабинеты многими весьма ценными пособиями. Напри­мер, ученики смогут изготовить большое количество про­стых приборов для лабораторных работ, опытов по физи­ке, много различных приборов, моделей и макетов по хи­мии и математике, ряд нужных предметов для работы на учебно-опытном участке, географических и астрономиче­ских площадках, а также карты, картины, таблицы, схе­мы и т. п.

Как определить содержание работы, которую участ­ники технического кружка должны вести в школьной ма­стерской?

Во всех школах теперь имеются «Обязательные спис­ки учебного оборудования». Они могут служить до неко­торой степени ориентиром для учителя и оказать ему по­мощь в выяснении того, что именно следует в первую очередь сделать для школы на практических занятиях в мастерских и что можно сделать в кружках. При про­смотре списков нужно принять во внимание, что в них не предусмотрены многие пособия, которые очень нужны для правильной организации практических работ или де­монстрации опытов, и промышленностью не производят­ся, и в то же время с успехом могут быть сделаны уче­никами.

Наиболее обширной областью, в которой школьники могут найти применение своим силам и развить творче­ские способности, является физика. Больше всего само­дельных приборов делается по этому предмету, несмотря на их относительную сложность. Нельзя назвать ни одно­го раздела курса физики, который не вызывал бы у де­тей стремления создать прибор или техническую модель, иллюстрирующую те или иные физические явления и за­кономерности. В этом можно было убедиться при осмот­ре экспонатов выставок самодельных физи­ческих приборов. Много приборов было представлено по механике, теплоте, аэро- и гидродинамике, оптике, аку­стике и в особенно по электричеству, включая и радио­технику.

Под руководством учителя в мастерской могут быть изготовлены необходимые пособия и по биологии; при­надлежности для препарирования животных, собирания коллекций, оборудование уголка живой природы, простей­ший инструмент для работ на школьном учебно-опытном участке, модели сельскохозяйственных машин и т. п.

Большой интерес представляет организация коллек­тивной работы нескольких технических кружков, охваты­вающих учащихся IV—VII классов, над одной общей те­мой. Вот пример такой работы.

Шестиклассники изготовляют макет дома, рекомендуе- мого архитекторами для данной местности, в масштабе 1 :8 или I : 10. Он представляет собой разборную конст­рукцию, дающую возможность рассмотреть любой его элемент. Макет передастся учащимся седьмых классов, которые его электрифицируют. Все электромонтажные ра­боты производятся с помощью звонкового шнура, мало-172 габаритных патронов, небольших самодельных выключа­телей, предохранителей и т. п. Питание дома электро­энергией осуществляется от сети с помощью шестиволь-тового трансформатора . Затем дом радио­фицируется. В качестве репродуктора используют головной телефон, вмонтированный в футлярчик. Кроме того, в доме проводят водопровод. Далее макет поступает в распоряжение учащихся четвертых и пятых классов, ко­торые изготовляют необходимую мебель. Наконец, дом попадает к школьникам II—III классов, заселяющих его самодельными куклами. Интересно, что любое повреж­дение в доме устраняется соответствующими специалиста­ми из различных классов. Такая коллективная работа развивает фантазию ребят, укрепляет дружбу между классами н приносит учащимся большое удовлетворение.

В старших классах внеклассная работа в мастерских может стать серьезным средством для профессиональной ориентации школьников или даже получения специально-сти. Кружки технического труда могут в течение ряда лет довести зна­ния и умения учеников до профессионального уровня, содействуя одновременно лучшему усвоению ими предметов школьного курса.

Таким образом, внеклассная работа в мастерской за­нимает важное место во всем учебно-воспитательном про­цессе в школе и способствует его успешному осуществле­нию.
Категория: Мои статьи | Добавил: nmasalitin (25.07.2010) | Автор: Масалитин Николай Иванович E W
Просмотров: 2600 | Теги: ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В МАСТЕРСКИХ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments
YouTube
Презентации
Advertur
Поиск
Форма входа

Статистика
Индекс цитирования

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Tak.Ru