Статьи - ИЗО и Технология

Презентации - Изо и Технология


Adsense
Сайт в...
Кнопка сайта

Статьи

Главная » Статьи » Планы уроков ИЗО

План урока. Архитектурный художественный образ: объем, форма. ИЗО. 8 класс

Тема урока: « Архитектурный художественный образ: объем, форма».

Цели: показать художественную специфику и особенности вы­разительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.

/. Организационный момент.

II. Сообщение новых

1) Влияние архитектурного объекта на эмоциональ­ную сферу человека.

Архитектурные сооружения прежде всего воспринимают­ся со стороны их эмоционального воздействия, а затем возника­ет желание узнать, для чего они сооружены, какими средствами возведены. Архитектура говорит прежде всего на языке объем­ных форм, объединенных в продуманную систему построения пространства, в котором живет и работает человек. Организованное пространство, в свою очередь, влияет на человека, строя его отношения с другими людьми и природой. При этом важно, какие эстетические ощущения возникают у че­ловека от характера архитектурного объема и его элементов: массивное, тяжелое, гнетущее или легкое, праздничное, под­вижное.

2) Основные свойства архитектурно-пространст­венных форм.

1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине).

Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение немного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

2. Размеры архитектурной формы - свойство ее про­тяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к разме­рам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение формы в пространстве по отноше­нию к зрителю: фронтальное, профильное, горизонтальное; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала отражает объемный характер по­верхности, в то время как текстура (рисунок) - линейную струк­туру материала на поверхности (например, текстура древесины).

6. Цвет в архитектурных композициях - свойство по­верхности отражать или излучать свет разного спектрального свой­ства. Его характеризует цветовой тон, насыщенность и светлота.

7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень уси­ливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

Влияние архитектурной композиции и свойств архитек­турно-пространственных форм на эстетические ощущения чело­века можно ощутить, ознакомившись с личными впечатлениями известного русского поэта Д.С. Мережковского после посеще­ния Греции. «Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял - скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи - и почувствовал то, что не за­буду до самой смерти. В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота ... И - растерян­ный, полубезумный, я повторял: «Господи, да что же это такое».

Вокруг не было ни души. Сторож открыл ворота. Я почув­ствовал себя молодым, бодрым, сильным, как никогда. Под от­весными лучами солнца надо было подниматься по раскаленной каменной лестнице между раскаленными стенами. Но это были те самые ступени, по которым путешествовали в Акрополь Па-нафинейские праздничные феории.

И когда двери закрылись, мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, за священ­ной оградой, и ничто уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя.

Я всходил по ступеням Пропилеи, и ко мне приближался чистый, девственный, многоколонный на пыльной побледневшей лазури полуденного неба, несказанно прекрасный - Парфенон.

Я вошел, сел на ступени портика под тенью колонн. Голу­бое небо, голубое море и белый мрамор, и солнце, и клекот хищных птиц в полуденной высоте, и шелест сухого колючего терновника. И что-то строгое и сурово-божественное в запусте­нии, но ничего печального, ни следа того уныния, чувства смер­ти, которое овладевает в кирпичных подземельях палатинского дворца Нерона, в развалинах Колизея. Там - мертвое величие низвергнутой власти. Здесь - живая вечная красота...

Храм Нике Бескрылой - миниатюрный по внешним раз­мерам... Но какая стройность! Великое в малом. Вот что отлича­ет греческую архитектуру от римской, от средневековой. Римля­не действуют внешней грандиозностью, подавляющими разме­рами своих зданий. Но у них под плитами мрамора - кирпич. Развалины римских зданий производят впечатление огромных, мрачных остовов. В Акрополе ни одного кирпича. Вы ступаете на белую мраморную пыль. Под ногами искрятся и хрустят, как снег, обломки пентеликонского камня... Здесь не утоляет зрение.

Надо ощупывать каждую выпуклость мрамора, пожелтев­шего от древности, золотистого, пропитанного солнечным све­том, теплого, как живое тело...

Я смотрю на гладкую, совершенно голую стену в Пропилеях. Кажется, что может быть красивого в голой стене? Но четвероуголь-ные продолговатые куски мрамора так нежно отполированы, так гармонично расположены, что здесь вы чествуете печать эллинско­го гения. Солнечный свет как будто проникает мрамор насквозь, и ничто не может сравниться с голубой, легкой тенью, которая углом ложится от соседней стены на мраморную поверхность».

III. Диалог

Давайте проанализируем слова поэта.

-Какие свойства архитектурно- пространственных форм упоминает автор этих строк? Что потрясло писателя Мережского и вызвало такую бурю эмоций? (Ответы учеников).

-Автор отмечает положение архитектурной композиции Акрополя. Он находится выше уровня горизонта на холме, являясь сердцем древнего города Афины.

-Поэта восхищает размер архитектурной формы храма Ники Бескрылой, её масса в зрительном восприятии.

-Фактура мрамора и светотень завораживают зрителя.

-Наконец, Мережский описывает лёгкость греческой архитектуры, которая достигается гладкостью и многопустотностью форм. Множество стройных колонн создаёт ощущение воздуха и лёгкости. В противовес этому приводится в пример грандиозная римская и средневековая архитектура.

IV. Вывод.

Архитектурная среда – мощное средство воздействия на человека. Её формы могут оказывать как положительное воздействие на человека – лёгкость, эмоциональный подъём, радость, так и давящее, угнетающее, тяжёлое.

V. Задание.

Сделать зарисовки с использованием перспективы и светотени.

Зрительный ряд: архитектура Египта, Древнего Рима, Афинский Акрополь.


Скачать презентацию

Скачать план

Категория: Планы уроков ИЗО | Добавил: nmasalitin (17.09.2013)
Просмотров: 3037 | Теги: объем, форма, образ, 8 класс, Художественный, архитектурный, ИЗО, урока, план | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments
YouTube
Презентации
Advertur
Поиск
Форма входа

Статистика
Индекс цитирования

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Tak.Ru