Статьи - ИЗО и Технология

Презентации - Изо и Технология


Adsense
Сайт в...
Кнопка сайта

Статьи

Главная » Статьи » Планы уроков ИЗО

План урока. Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства. ИЗО. 9 класс

Урок № 10 ИЗО 9 классы МОУСОШ № 2 Масалитин Н. И.

Краснодарский край, село Успенское.

Тема урока: «Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства».

Цели: ознакомить учащихся с историей развития фотографии, становления её искусством; с химическими принципами получения фотографий; с грамотой фотографирования.

Оборудование: ММУ, презентация.

Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Сообщение нового материала.

1. Человечество с древних времен передает информацию от поколения к поколению.
Еще в доисторические времена у человека появилась потребность изображать внешний мир, особенно животных, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки. Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражающее действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.
Мысль о светописном изображении появилась значительно позже,- созданию фотографии предшествовали открытия многих поколений ученых и изобретателей.

Уверенно можно сказать, что изобретение фотографии связано с именами Луи Жака Дагерра и Вильяма Генри Фокса Талбота, при этом необходимо отметить, что их работам предшествовали опыты Жозефа Нисефора Ньепса. Несмотря на то, что гелиографические опыты Ньепса, по существу, относятся к полиграфии, они тем не менее оказали громадное ориентирующее влияние на работу последователей.

Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) Камера Нисефора Ньепса
В 1822 году разработан способ гелиографии (солнцеписи). В лавандовом масле растворялся асфальт, и раствор наносился тонким слоем на металлическую пластинку. Затем предварительно подготовленный полупрозрачный рисунок накладывался на слой раствора и на продолжительное время оставлялся на свету. В результате химической реакции в освещенных участках асфальт задубливался. На следующем этапе экспериментальная металлическая пластинка опускалась в емкость с лавандовым маслом. Масло вымывало незадубившиеся участки асфальта в соответствии с рисунком, а на пластинке оставалось рельефное изображение непрозрачных участков рисунка. С помощью полученного клише появилась возможность размножать изображение типографским способом. Ж. Ньепс в 1826 году закрепил "солнечный" рисунок. Из окна своей мастерской с помощью камеры-обскуры он сделал первый в мире фотографический снимок.

С исторической точки зрения продолжением трудов Ньепса следует считать работы Дагерра, хотя они хронологически совпа-дали друг с другом. Установив контакт с Ньепсом, Дагерр тем не менее шел самостоятельным оригинальным путем,
19 августа 1839 года на объединенном собрании Парижской Академии наук и Академии художеств было сделано сообщение о сущности способа получения изображения механическим путем. Этот способ получил название дагеротипии по имени его создателя - французского художника Луи Дагера. Заключался этот способ фотографии в том, что посеребренная пластинка помещалась в ящик над сосудом с металлическим йодом. В процессе испарения йод, взаимодействуя с серебром, образовывал на пластинке йодистое серебро, в результате чего пластинка становилась светочувствительной. На такую пластинку, помещенную в кассету камеры-обскуры, в течение нескольких минут воздействовали лучами света, отраженными от ярко освещенных предметов. Однако полученное на пластинке изображение было "вялым", едва заметным. С целью его усиления (проявления) пластинку держали над нагретой ртутью, пары которой оседали на эту пластинку. Для , закрепления изображения, т. е. для удаления с неэкспонированных участков изображения остатков йодистого серебра, использовался раствор поваренной соли, в дальнейшем - тиосульфат натрия (гипосульфит). На дагеротипе при определенном угле наклона было видно позитивное изображение предметов. Дагеротип был всегда в одном экземпляре, что являлось одним из основных недостатков данного способа получения фотографических изображений.
Однако дагеротипия, несмотря на трудоемкость и высокую стоимость, получила широкое применение. В США она стала распространяться с такой же быстротой, с какой газеты успевали сообщать об этом изобретении. Русский фотограф и изобретатель А. Ф. Греков уже в 1840 году провел исследования по улучшению качества и удешевлению снимков.
Следующий за дагеротипией этап развития фотографии - появление калотипии. В 1835 году англичанин В. Тальбот зафиксировал солнечный луч, применив впервые бумагу, пропитанную хлористым серебром. Если в дагеротипии получалось позитивное зеркальное изображение без возможности получения копий, то в калотипии - негатив, с которого изготавливалось любое количество отпечатков, т. е. фотографии можно было тиражировать.

Луи Жак Манде Дагерр (1787-1851) Вильям Генри Фокс Талбот (1800-1877)

даже через почти 2 столетия своего существования фотоискусство остается "золушкой" среди остальных. Даже кинематограф, возникнув позднее и используя весьма близкую технологическую базу, уже давно с точки зрения коммерческой сделался лидером. В нашей стране с фотоискусством происходят такие же процессы и присущи такие же проблемы, как и в любой другой. В самых развитых странах также не найдется автора, достойно существующего исключительно на средства от создания единственно творческих фоторабот. Здешняя экономическая ситуация дополнительно придала этим проблемам гипертрофированные формы, и занятие фотоискусством начинает порой представляться совершенно бесперспективным делом.

Действительно, когда-то на рубеже 19 и 20 столетий фотоискусству реально требовалось отстаивать свое право на существование. Человечество было не готово к принятию факта, что в творческом процессе могут участвовать более сложные устройства, чем простое перо, карандаш либо кисть. Что касается нынешнего времени, то сильное кровопролитие в творческих дискуссиях на подобную тему уже давно позади и официальное признание фотографии быть равным среди других вроде-бы давно состоялось. Вместе с тем, я хотел бы высказать сомнение, что при наличии такого официального признания можно также уверенно говорить о подобном же признании в умах всех интересующихся искусством, не говоря уже об обычном обывателе. В последнем случае распространено мнение, что фототворчество есть не более, чем умелое обращение с фотокамерой, которому, подобно управлению автомобилем и другой бытовой техникой можно достаточно быстро и легко обучиться. Этому посодействовали также развитие системы розничных сервисных фотолабораторий, функционирующих под лозунгами, подобных известному от Кодак: "Вы нажимаете на кнопку. Мы делаем все остальное!". Разумеется, нет ничего разумного в любой попытке уменьшать значение технического прогресса в процессе всеобщего развития общества. Но важно при том признание факта, что в представлениях потенциального потребителя творческой продукции часто происходит подмена понятия "сделано при помощи машины" понятием "сделано машиной".

Невостребованность произведений фотоискусства опасна тем, что часто вызывает у автора желание отказаться от фотографической специфики и воспользоваться иным, несколько модифицированным инструментарием, характерным скорее для совсем других областей визуального творчества.

Имеющие место уже сегодня технические попытки встраивания примитивных цифровых фотокамер в различные устройства, сопровождающие человека в его обычной жизни вроде мобильных телефонов, карманных компьютеров, диктофонов и mp3 плейеров, несет серьезную опасность дискредитации процесса фотосъемки подменяя таинство этого творческого акта примитивным компьютерным термином "ввод изображения". И если уже сейчас не обратить внимания на ценность для мировой культуры всего значительного в фотоискусстве, нам угрожает роль оказаться последним поколением, успевшим застать это явление при своей жизни.

2. Знакомство с новейшими видео и фотокамерами.(материал из интернета)

· Видеокамеры HDD

· Видеокамеры DVD

· ВидеокамерыMiniDV

· ВидеокамерыMemoryCardCam

· Цифровые фотоаппараты зеркальные

· Цифровые фотоаппараты ультразум

· Цифровые фотоаппараты компактные

III. Практическое задание.

Изучение характеристик современных видео и фотокамер.

IV. Заключительная часть.

Категория: Планы уроков ИЗО | Добавил: nmasalitin (26.08.2013)
Просмотров: 4995 | Теги: 9 класс, План урока. Фотография – расширение, операторского мастерства, ИЗО, Грамота фотографирования, возможностей | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments
YouTube
Презентации
Advertur
Поиск
Форма входа

Статистика
Индекс цитирования

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1

nmasalitin
Tak.Ru