Статьи - ИЗО и Технология

Презентации - Изо и Технология


Adsense
Сайт в...
Кнопка сайта

Статьи

Главная » Статьи » Статьи

Владимир Погодин: «Мы все защищены от насилия – и все беззащитны»

Владимир Погодин: «Мы все защищены от насилия – и все беззащитны»

Владимир Погодин, когда мы обратились к нему за комментарием, сразу заявил, что не является экспертом в заявленной теме, но добросовестно ответил на все вопросы. Он молод, остр на язык, блог Погодина в «Живом журнале»  полон замечаний и критики. Что еще? Заместитель директора центра образования № 1477 г. Москвы, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО в 2009 году, автор книги "Воспитание выбора ученика".

 

-  Кто, по вашему наблюдению, чаще является жертвой: ученики, учителя, администрация, родители?  И кто первый проявляет агрессию?

- Для начала мне бы хотелось определиться с термином и видами насилия. Если брать, во-первых, физическое насилие – умышленное причинение телесных повреждений учителем ученику и наоборот, то я думаю, что процент такого рода случаев невелик. Косвенно на это указывает то, как быстро подобные случаи обретают резонанс. Мне лично из нескольких школ, в которых я работал, известно всего о паре таких случаев, и они были связаны скорее не с целенаправленным причинением вреда здоровью, а с психической неуравновешенностью учителя. Один учитель, например, подкинул вверх парту, когда серьезно разозлился на ученика, и пнул его стул – оставил синяк.

Эмоциональное насилие – действие, вызывающее у ребенка эмоциональное напряжение, подвергающее опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни, психологическое насилие – совершенное по отношению к ребенку действие, которое тормозит или вредит развитию его способностей. Чего стоит навешивание на детей ответственности за плохое настроение учителя, дикий крик, вызывающий напряжение и отторжение ребенка, установки на «слом»неправильных, по мнению взрослых, убеждений ребенка, навязывание собственных взглядов и так далее.

Первым проявляет агрессию тот, кто не умеет с ней справляться. Если взрослые не умеют – этому учатся и дети. Если взрослые кричат на детей – дети растут крикливые. Получается замкнутый круг, из которого непросто находить выход.

Если в школе выстроена авторитарная система управления, то естественно, жертвами становятся подчиненные – ученики и учителя. Впрочем, администрация тоже может становиться жертвой или заложником более высокой администрации. Родители, на мой взгляд, редко становятся непосредственным объектом насилия, а вот субъектам являются исправно. Недавно приходила родительница, искренне недоумевающая, почему же у нее ребенок ничего дома не делает и ничем не интересуется, и ради ребенка она работу бросила (о чем ему постоянно сообщает), и бьет-то она его не чаще раза в неделю.

 - Как заместитель директора, что вы делаете, когда случается такие примеры насилия в отношении учеников?

- Делать что-либо не раздумывая в данном случае– усугублять ситуацию. В случае физического воздействия я без колебаний встану между учеником и учителем, тут раздумывать может быть просто опасно. И при этом опасно может быть действовать в спешке, не раздумывая, когда насилие прячется в вербальном поведении взрослого, его насмешке над ребенком, унижении, неприятии.Тут нужно подходить более тонко. Если у меня есть возможность, я говорю с ребенком, отражаю его чувства, облегчаю видение ситуации, говорю с учителем,пытаюсь выяснить, какая проблема у него, и я нередко вижу основания для визита к специалисту-психологу. Другое дело, что к психологу часто обращаются, когда уже «совсем невмоготу», поэтому здесь бывает трудно что-то изменить. Если меня просят помочь – конечно, помогаю.

-Какие меры вы предложили бы по профилактике насилия?

- В первую очередь – обучение взрослых ненасильственным методам общения. Дети учатся насилию у нас, и именно с нас снимают копии поведенческих механизмов.

Дети, которые в своей жизни опирались на взрослых, верящих и поддерживающих их самих как личностей, трудно поддаются психологическому и эмоциональному насилию, но я думаю, что это в любом случае неприятно, для любого человека. Мы все в каком-то смысле защищены от насилия –и все в каком-то смысле беззащитны.

Могу сказать, что хорошо, когда вобразовательной среде находятся люди, которые умеют улаживать конфликты. Таким человеком может выступать грамотный администратор, включая директора, или человек на специальной должности -школьный омбудсмен.

anisol


Источник: http://pedsovet.org/content/view/14122/251/
Категория: Статьи | Добавил: nmasalitin (05.11.2011) | Автор: Николай Масалитин E W
Просмотров: 688 | Теги: насилие в школе, Мы все защищены от насилия – и все | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments
YouTube
Презентации
Advertur
Поиск
Форма входа

Статистика
Индекс цитирования

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Tak.Ru