Способы снижения экологического загрязнения. 10 класс <!--if(Технология)-->- Технология<!--endif-->

Презентации - Изо и Технология


Adsense
Сайт в...
Кнопка сайта

Презентации

Главная » Файлы » Технология

Способы снижения экологического загрязнения. 10 класс

В архиве план и презентация к уроку технологии в 10 классе
Автор: Масалитин Николай Иванович, учитель технологии и изо, МАОУСОШ №2, село Успенское, Краснодарский край

Предварительный просмотр презентации

Формат: rar/ppt/doc
Размер архива: 3.49 МB
Слайдов в презентации: 17

План урока

 

 

Урок №10 Технология 10 класс МАОУСОШ №2 Масалитин Н. И.

 

Тема урока: «Способы снижения экологического загрязнения»


Цели урока: 1.Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы и с методами экологического загрязнения.

2. Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды;

3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.

 

Оборудование урока: политическая карта мира, атласы, учебники, дополнительная литература, схемы и таблицы по теме (наглядный материал), ММУ и ММП.

ТИП УРОКА: урок-семинар с использованием межпредметных связей.

“…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде, и, что важнее всего, обучение основам охраны природы. Деятельность человека способствовала истреблению сотен видов животных, и это мало его беспокоило. Сейчас это его беспокоит, потому что он внезапно понял, что… он может оказаться следующим на очереди”.

Дж. Кимбол – обозреватель одной из
американских газет по вопросам
охраны природы.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Добрый день. Я рада встречи с вами в обновленном компьютерном классе. Надеюсь, что сегодняшнее наше общение не пройдет для вас даром, и вы узнаете много нового и интересного.

II. Сообщение темы и цели урока.

На доске записана народная пословица: “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,- говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице?

Попробуем ответить на этот вопрос путем раскрытия темы нашего занятия “ Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов. Пути сохранения качества окружающей среды" ”.

Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем.

 

III. Изучение нового материала.

1. Вводное слово учителя.

Земля моя! Моя планета! Ты летишь по наезженным дорогам вселенной, подставляя светилу то один бок, то другой, прорываешься сквозь сгоревшие миры, и солнечный ветер играет сияниями на твоих полюсах.

Земля моя! Планета голубая! Ты мчишься сквозь темноту вечной ночи, словно голубой автобус, полный любви и красоты, счастья и заботы. И все мы лишь пассажиры в твоем салоне. Вовремя или не вовремя мы вошли, нам всем достанется место, и жить мы хотим долго и счастливо. Но нашей жизни и жизни наших детей угрожают многие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

 

Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Задание: Используя текст учебника на стр. 41, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд. тонн, а к началу ХХI века возросли до300 млрд. тонн.)

Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

2. Доклады учащихся.

Сообщение учащихся о загрязнении атмосферы.

После прослушивания сообщения о загрязнении атмосферы учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:

1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.

Углекислый газ (СО2) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:

– транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;

– сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%;

– сжигание топлива – 10,3%;

– промышленность – 6,8%.

Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны.

Существует огромное количество и других видов загрязнителей атмосферы. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

2. Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления? В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.

3. Я хочу прочитать вам выдержку из стихотворения Михаила Ножкина “Дыра”:

…На миллион квадратных километров
Пробита наша вечная броня,
И даже антарктические ветры
От страха взвыли, душу леденя.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда,
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, – господа!
Природу мы так рьяно покоряем,
Уродуем творение творца,
Долбим, сверлим, копаем, ковыряем,
И травим, и взрываем без конца.
Бездушие свое реализуя,
Давно уж мирозданию хамим,
Давно на всю галактику газуем,
Давно на всю Вселенную дымим…

Надеюсь, вы поняли, что речь идет о нарушении озонового слоя. Расскажите, каковы причины и возможные последствия этого явления.

Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон – основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя – озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя – длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.

После чтения сообщения о загрязнении литосферы, обсуждаются следующие вопросы семинарского занятия:

1. Какие “грязные” производства вы знаете? Наиболее “грязными” отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель площадью 12-15 млн. га. Страны, развивающие тяжелую индустрию, как правило, больше остальных загрязняют окружающую среду. Например, в Китае находятся пять самых загрязненных городов мира: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Сиань и Шэньян. Подсчитано, что последствия загрязнения для здоровья населения обходятся этому государству в размере 3-8% валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Объясните термин “мусорная цивилизация”. В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.

Найдите в дополнительном тексте подтверждения этому факту ( стр.49 №15)

 

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.

В 1986 году взорвался ядерный реактор на атомной электростанции, расположенной в городе Чернобыле на Украине. Тысячи людей погибли при ликвидации аварии и в результате радиоактивного заражения. Радиоактивные осадки привели к заражению земной поверхности, некоторые земли по-прежнему чересчур радиоактивны, чтобы можно было безопасно пользоваться ими.

В 1987 году в бразильском городе Гояния была случайно обнаружена поврежденная украденная емкость с радиоактивными материалами. Радиоактивному заражению подвергся обширный район, и многих людей пришлось госпитализировать. Это уже второй после чернобыльской катастрофы 1986 года крупный случай радиоактивного заражения в мирное время.

 

Обсуждение вопросов семинарского занятия после чтения сообщения о загрязнении гидросферы.

1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.

Нефть – основной загрязняющий компонент, который попадает в воду с нефтеочистительных заводов, при разгрузке, очистке или аварии танкеров. В марте 1989г. американский танкер “Эксон Валдиз” сел на мель у побережья Аляски, разлив 240000 баррелей нефти (более 40000 тонн), которая уничтожила все живое на сотни километров вокруг. Основная опасность загрязнения нефтью заключается в том, что разливаясь на сотни километров маслянистой тонкой пленкой по поверхности воды, она перекрывает доступ кислорода в слои воды, снижает испарение, угнетает развитие планктона и это приводит к гибели живых организмов.

Найдите в учебнике факты подтверждающие эту проблему(стр.49 №17

2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли?

Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки – в Африку. Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина – 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). Для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым материалом должна предохранить его от таяния. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно “похудеет” и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таяние же айсберга в месте назначения может продолжаться примерно год.

3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.

Озонная дыра над Антарктидой,
Как рана с сердце, как пожар в груди,
Одумайся, беспечный индивидуум,
И в будущее взор обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся, пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг.
Пока другие дыры не пробиты
На нашем общем малом корабле.
Пока дона дыра над Антарктидой,
Пока один Чернобыль на Земле.

4. Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем.

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (“чистой”) технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

5.Какой вклад вы можете внести в дело охраны окружающей среды?

IV. Закрепление изученного материала:

Тестирование по изученному материалу

V. Подведение итогов.

 

Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине. Надеюсь, что слова Р. Рождественского “Неужто внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты были мы” не сбудутся, и каждый из нас приложит максимум усилий, чтобы самые пессимистические прогнозы о состоянии нашей планеты в будущем не оправдались.

VII Выставление оценок

Рефлексия

 

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

 

 

VI. Домашнее задание:

– повторить тему №3; на контурную карту нанести районы экологического загрязнения

Ученики, получившие при тестировании оценку «3», готовят тему 3 стр 41-46

Ученики, получившие при тестировании оценку «4», готовят задания из блока «Добывание знаний и умений» задание 10(1,2) стр 52

Ученики, получившие при тестировании оценку «5», создают рекламу или листовку социального содержания: плакат, призывающий к охране Мирового океана, атмосферы, литосферы.

 

 

Приложение

Загрязнение географических оболочек Земли.

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Проблем-ные регионы

Загрязнение атмосферы

ТЭС, металлургия, химическая, неф-техимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт, радиоактивное загрязнение.

Аэрозольное загрязнение – туман и смог. Газы серы и азота – кислотные дожди. Соединения углерода – парниковый эффект. Повышение радиоактивного фона планеты.

1. Сокращение са-мых вредных выбросов, т.е. повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.

2. Внедрение но-вых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.

Европа

Север-ная Америка

Загрязнение литосферы

Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная; горные выработки. Ток-сичные и радиоактивные отходы.

Свалки, нарушение земель, повышение уровня радиации, токсичные отходы накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием.

1. Уменьшение материалоемкости производства.

2. Переработка отходов.

3. Рекультивация земель.

 

Загрязнение гидросферы

Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепере-работка и нефтехимия, деревообраба-тывающая и целюллозно-бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство.

Превышение пре-дельно-допусти-мой концентрации загрязнений. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Опасность для живых организмов, затруднение работы транспорта, рыболовства и ухудшение качества ландшафта.

1. Методы очист-ки: механический, биологический, физико-химичес-кий.

2. Использование новых методов: оборотные систе-мы водоснабже-ния, малоотходные и безотходные тех-нологии.

 

 

 

Приложение

 

 

1. Главным виновником химического загрязнения воды является:

1) водная эрозия;

2) ветровая эрозия;

3) человек;

4) гниение растений. Верно – 3.

2. Причиной обмеления малых рек является:

1) севообороты;

2) глубокая вспашка;

3) вырубка лесов;

4) строительство дорог. Верно – 3.

3. Научно-технический прогресс:

1) должен развиваться с учетом законов природы;

2) должен устанавливать новые законы развития природы;

3) не должен учитывать законы природы;

4) развивается вне зависимости от развития природы. Верно – 1.

4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:

1) тепловые электростанции;

2) предприятия нефтехимии;

3) предприятия строительных материалов;

4) автотранспорт. Верно – 4.

5. Экологически чистые источники энергии:

1) тепловые электростанции;

2) дизельные двигатели;

3) атомные электростанции;

4) солнечные батареи. Верно – 4.

6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности:

1) атомной;

2) нефтедобывающей;

3) химической;

4) металлургической. Верно – 1.

7. Главный виновник уничтожения озонового слоя:

1) угарный газ; 2) фреон;

3) углекислый газ; 4) сернистый газ. Верно – 2.

8. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:

1) угарного газа; 2) углекислого газа;

3) сернистого газа; 4) аэрозолей. Верно – 3.

9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:

1) углекислого газа; 2) сернистого газа;

3) фреона; 4) аэрозолей. Верно – 1.

10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:

1) световой энергии; 2) кислорода;

3) углекислого газа; 4) солености. Верно – 2.



Уважаемые посетители материалы сайта постепенно переносятся на ресурс izo-tehnologiya.ru.
По завершению переноса этот сайт будет удалён
.





Уважаемый посетитель сайта!

Чтобы
скачать материал - кликните по одной из рекламных ссылок, расположенных ниже и вернитесь на эту страницу. На этом месте появится ссылка на скачивание.

14.11.2014, 20:04

Просмотров: 1453 | Категория: Технология | Добавил: nmasalitin | Теги: Урок, презентация, загрязнения, экологического, скачать, снижения, 10 класс, технология, способы, план Загрузок: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments  
Youtube
Презентации
Advertur
Поиск
Форма входа

Статистика
Индекс цитирования

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1

nmasalitin
Tak.Ru