Народные праздничные обряды <!--if(ИЗО)-->- ИЗО<!--endif-->

Презентации - Изо и Технология


Adsense
Сайт в...
Кнопка сайта

Презентации

Главная » Файлы » ИЗО

Народные праздничные обряды

В архиве план,презентация,таблица и музыкальный файл к уроку изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского  
Автор плана и презентации: Дорохова Наталья Владимировна учитель ИЗО МОУ Лахколампинская СОШ Республика Карелия

Предварительный просмотр презентации

Формат: rar/ppt/doc/mp3
Размер архива: 14.1 МB
Слайдов в презентации: 43

План урока

ХОД УРОКА

 

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

 

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

 

2. Формулирование темы урока, постановка цели

 

- Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо отгадать кроссворд Слайд 2

1. Образ, символизирующий тепло, приход весны, счастья? (Птица)

2. Образ, символизирующий растительные силы земли, процветание природы? (Древо)

3. Узор, состоящий из повторяющихся знаков? (Орнамент)

4. Солярные знаки, выполненные в виде квадратов, ромбов, крестов. (Земля)

5. Солярные знаки, выполненные в виде волнистых или ломаных линий (Вода)

6. Солярные знаки, выполненные в виде красных кругов с различными узорами (Солнце)

7. Образ, символизирующий представление о продолжательнице рода, о земле, которая родит урожай? (Берегиня)

8. Образ, символизирующий трудолюбие, движение солнца по небу? (Конь)

- ПРАЗДНИК

 

 

- На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

- Как выдумаете, а есть ли такая связь в старинных народных праздниках? Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока?

 

3. Повторение пройденного материала на основе изучения нового (20 мин)

 

- К концу урока нам надо заполнить таблицу, которая поможет проверить, правильно ли вы ответили на вопросы и сделать общий вывод. (Раздать распечатку таблицы)

 

- Какие старинные народные праздники вы можете назвать?

- Совсем недавно отмечался один из таких праздников – праздник Покрова Богородицы.

- Что же это за праздник? Как вы понимаете слово «покров»?

Истрия праздника Слайд 3, 4

- Покров Пресвятой Богородицы – главный осенний праздник. История его восходит к 910 году. 1 октября более 1000 лет назад в святом городе Константинополе, в храме люди молились о победе над врагом, святой Андрей поднял глаза к небу и увидел, как идет по воздуху сама Царица Небесная - Богородица, окруженная святыми. Потом она преклонила колени и начала со слезами молиться за всех христиан. Она просила у Господа защитить свой народ от всех врагов, видимых и невидимых. Окончив свою молитву, Она сняла с головы покров и распростерла его над всеми молящимися. Она вся сияла небесной славой, а покров ее сиял ярче солнца. Тем самым Она дала понять, что постоянно молится за людей и никогда не оставит свой народ.
 

- Поработайте с карточкой и найдите ответы для первой строки таблицы. Устно

- Давайте теперь вместе проверим вашу работу и заполним таблицу.

Проверка сопровождается ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ (Новый материал +проверка и закрепление старого.)

Слайд 5 – «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Погода в эти дни часто менялась, поэтому говорили «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка – зима», «Покров кроет землю то листом, то снегом». Какие народные приметы вы нашли в тексте?

Слайд 6 – В Покров день принято было ставить скотину на двор на всю зиму. При этом совершались определенные обрядовые действия: скотине клали столько сена, сколько она не могла съесть. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отел у коров прошел благополучно; для защиты скотины от болезней ее поили в этот день водой, пролитой сквозь решето.

Слайд 7 – С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме.

Вспомните и назовите элементы убранства русской избы

На Руси был очень интересный обряд «запекания углов». По народным поверьям, в день Покрова домовой, хранитель дома и очага, отправлялся спать. Хозяйка в этот пекла блины небольшого размера, их называли блинцы. Первый блинец обязательно делили на 4 части и как подношение разносили по углам дома, чтобы домовой был сыт и спокоен, а из дома не выдувалось тепло.

Слайд 8 –Крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы. Что вы можете сказать о внутреннем мире избы?

Слайд 9-10 – В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. Еще одна примета сохранения тепла в доме связана со сжиганием яблоневых веток в этот день. Хозяйки приговаривали: «Покров, натопи избу без дров»

Слайд 11 – Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло – засидки привело». Кроме танцев и песен устраивались игры.

 

Физминутка Русская народная игра «Почта» под народную песню (3 мин)

 

 

Слайд 12 – На посиделки обязательно приглашались парни. Для праздничного стола выпекали специальный Покровский каравай и сдобные булочки, которыми полагалось угощать соседей.

Слайд 13 – На праздник девушки наряжались.

Слайд 14 – Скажите, пожалуйста, где изображен северный костюм, а где южный? В чем их различие?

Слайд 15-16 – На зимних посиделках девушки работали, заготавливали приданое. На посиделках они «казали себя», проявляя трудолюбие, соревнуясь в мастерстве и художественном вкусе. Они шили, ткали, пряли пряжу.

Слайд 17 – Назовите, пожалуйста, элементы прялки.

Слайд 18День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб». В этот день девушки просили Богородицу о замужестве: «Пресвятая Богородица! Покрой мою головку жемчужным кокошником!»

Слайд 19 – Подумайте, что общего у праздника Покрова и невесты? Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою невесты.

Слайд 20 – В ночь накануне праздника Покрова девушки хотели увидеть во сне своего будущего мужа, поэтому они гадали. А утром бежали в церковь поставить свечку Богородице. Существовало поверье: кто раньше это сделает, тот раньше и замуж выйдет.

Слайд 21-22 – В честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы возведено много храмов и церквей.

- Какие пословицы, поговорки о Покрове вы можете назвать? Объясните их.

5. Контролирующее задание

 

- С каким праздником мы познакомились?

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно познакомиться еще с некоторыми старинными народными праздниками и заполнить таблицу, а затем мы ее проверим.

Работа в группах. Каждая группа знакомится со своим праздником, а затем рассказывает о нем другим. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Слайд 22 -27 – Рождество

Слайд 28- 30 – Крещение

Слайд 31- 36 – Масленица

Слайд 37- 38 – Пасха

Слайд 39 - 41- Троица

6. Подведение итогов.

 

Вывод: Посмотрите на наши записи и скажите, есть ли связь с природой, с религиозными верованиями в старинных народных праздниках? Какая, в чем она выражается?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

- Интересно ли вам было на уроке? Что нового узнали вы сегодня?

- Оцените свою работу и работу товарищей:

- Кому и какую оценку можно поставить? Почему?

 

8. Домашнее задание по выбору:

1. Найти недостающие в таблице приметы и поговорки.

2. Добавить в таблицу еще один праздник.

3. Нарисовать рисунок к любому празднику.

Технологическая карта

Учебный предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Учитель: Дорохова Н.В.

Базовый учебник: « Изобразительное искусство » Авторы: Н.А. Горяева О.В. Островская

Тема

« Народные праздничные обряды»

Цель

 Освоение особенностей проведения народных праздников

 Повторение материала, изученного в блоке «Древние корни народного искусства»

Задачи

обучающие – формировать представления о народных праздниках, их символическом значении для жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями;

развивающие – развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

воспитывающие – воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Планируемый результат

 

 

Предметные умения

УУД

1) Знают о древних символах и солярных знаках, об убранстве и внутреннем устройстве крестьянской избы, конструкции прялки, характерных особенностях русской одежды.

2) Знают символические значения обрядовых действий на примере 2-3 народных праздников

Личностные: 1. Эмоциональный комфорт, толерантность

Регулятивные:

1.Фиксирование результатов наблюдений, умение делать выводы.

3. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.

Познавательные:

1. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно следственных связей.

Коммуникативные:

1. Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способы взаимодействия

Тип урока

Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ИКТ

История

Биология

Литература

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

 

Учебник

Таблицы

Раздаточный материал

         
 

 

 

Этапы урока

 

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели: Эмоциональный настрой на учебную деятельность

Вводная беседа

- Все ли готовы к уроку?

- С каким настроением вы пришли на урок?

Ответы на вопросы учителя

Вопросы

 

 

Л: Включение в деловой ритм, организация внимания

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цель:

- повторение знаний о солярных знаках и символах

- формулировка темы урока

Предлагает разгадать кроссворд

 

 

 

Постановка проблемного вопроса

Разгадывают кроссворд, повторяя и закрепляя пройденный материал

 

Определяют тему урока

Решение кроссворда

 

 

 

Вопросы

 

Уточнение и закрепление знаний о символах и солярных знаках.

 

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Р: Контроль за правильностью ответов в кроссворде

П: Формирование познавательной цели

III. Повторение пройденного материала на основе изучения нового (20 мин)

Цель:

- формирование у учащихся представление о народных праздниках, их символическом значении для жизни наших предков,

- повторение и закрепление знаний о прикладном искусстве в жизни крестьянина

1.Актуализирует знания учащихся

 

2. Демонстрирует два слайда, сопровождая их рассказом об истории праздника

3. Предлагает работу с раздаточным материалом

4. Демонстрация презентации

1.Выдвигают предположения на поставленные вопросы

2. Слушают рассказ учителя

 

 

3.Поиск, выделение необходимой информации

4.Проверка выполненной работы

Вопросы

 

 

 

 

 

 

Работа с карточками

 

Заполнение таблицы

Знакомство с обрядовым проведением праздника Покров.

Уточнение и закрепление знаний

об убранстве и внутреннем устройстве крестьянской избы, конструкции прялки, характерных особенностях русской одежды.

 

П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

К: Умение точно выражать свои мысли

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка

v. Физминутка

(4 мин)

 

Смена деятельности

Народная игра «Почта»

 

 

V. Контролирующее задание (10 мин)

Цель:

- самостоятельный поиск информации по аналогии с предыдущим заданием;

- знакомство с проведением праздников Масленица, Троица, Пасха, Крещение, Рождество,

Предлагает работу с раздаточным материалом

 

 

Организует обсуждение проделанной работы

 

Самостоятельная работа в парах по поиску и выделению информации

 

Подводят итог, делают вывод

 

Работа с карточками

 

 

 

Заполнение таблицы

Знакомство с обрядовым проведением праздников Масленица, Троица, Крещение, Пасха Рождество,

 

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Предлагает оценить свою работу и работу товарищей:

- «светофор»

- Кому и какую оценку можно поставить?

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты деятельности

 

«Светофор»

 

Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний;

К: Контроль действий партнеров.

VIII. Домашнее задание по выбору (2 мин)

 

- Найти недостающие в таблице приметы и поговорки.

- Добавить в таблицу еще один праздник.

- Нарисовать рисунок к любому празднику.

 

 

 

 



Уважаемые посетители материалы сайта постепенно переносятся на ресурс izo-tehnologiya.ru.
По завершению переноса этот сайт будет удалён
.





Уважаемый посетитель сайта!

Чтобы
скачать материал - кликните по одной из рекламных ссылок, расположенных ниже и вернитесь на эту страницу. На этом месте появится ссылка на скачивание.

15.10.2014, 07:43

Просмотров: 4549 | Категория: ИЗО | Добавил: nmasalitin | Теги: Урок, презентация, обряды, ФГОС, народные, скачать, праздничные, ИЗО, 5 класс, план Загрузок: 692 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments  
Youtube
Презентации
Advertur
Поиск
Форма входа

Статистика
Индекс цитирования

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Tak.Ru