Презентации - ИЗО и Технология
Презентации - Изо и Технология
   

 ГЛАВНАЯ          О САЙТЕ            ИЗО          ТЕХНОЛОГИЯ            ПЛАНЫ          ВИДЕО          ФЛЕШ           РИСУНКИ          СТАТЬИ            ЭЛ.  КНИГИ             ФОТО          ВНЕУРОЧКА          ФОРУМ          ГОСТЕВАЯ КНИГА

Youtube
Adsense
Категории раздела
Сайт в...
Кнопка сайта

Презентации

Главная » Файлы » ИЗО

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

В архиве два плана и две презентации к уроку изо в 7 классе

Автор плана и презентации:  Ирина Петровна Володина , ГБОУ ЦО №1470 учитель изо и мхк, Москва

Автор презентации "Цвет — элемент композиционного творчества": Дымович Светлана Васильевна, учитель ИЗО, МХК, истории и культуры Санкт-Петербурга, ГБОУ школа №409, Санкт-Петербург

Предварительный просмотр презентаций

Предварительный просмотр плана

Урок ИЗО в 7-м классе "Цвет — элемент композиционного пространства"

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание интереса к искусству

Оснащение урока:

  • Компьютерный класс
  • Мультимедиапроектор
  • Выставка полиграфической продукции
  • Презентация

План урока:

  • Организационный момент
  • Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
  • Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера
  • Подведение итогов урока

Организационный момент

Вступление.

Слайд 1. Мы с вами уже знаем, что при создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.

А теперь посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются?

(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)

Постановка проблемы: Какое значение имеет цвет в произведении искусства?

Ход урока

Слайд 2.

Сегодня мы рассмотрим тему - она выделена цветом.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
  3. Движение и статика
  4. Прямые линии и организация пространства
  5. Цвет – элемент композиционного пространства

Слайд 3.

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Слайд 4.

Как изменится наше настроение?

Какие чувства мы будем испытывать?

(Ответ: Люди станут печальными, будут казаться усталыми, скучно жить в сером мире)

Слайд 5.

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Слайд 6.

Цвет - элемент композиционного творчества.

Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?

(Ответ: это форма предмета и его цвет.)

Слайд 7.

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

Как называются эти цвета? Назовите их.

(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)

Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?

(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)

Слайд 8.

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

Слайд 9.

Определите в какой гамме выполнены данные произведения?

Учащиеся выполняют задание.

Слайд 10.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувтвенное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Слайд 11.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Слайд 12.

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы.

Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. «Контраст как противопоставление цветов есть основной прием художественного мышления» (Н.Волков) Применение светлового и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

Слайд 13.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Слайд 14.

Задание 1

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.

Задание 2

Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоцилнально- образное состояние.

  1. В теплой гамме
  2. В холодной гамме

Задание 3

Выполнить композицию из произвольного количества элементов , построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне.

Слайд 15.

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Слайд 16.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.

Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.

Слайд 17.

Задание 4

Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передайте событие, состояние или ощущение, предварительно сформулировав название работы (например: «Шум дождя», «Суматоха», и т.д.).

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Каким приемам мы научились для передачи движения и покоя?

Как вы оцениваете свои работы и работы свои друзей?

Просмотр работ и анализ.

Список литературы

  1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. «Титул», 1993г.
  2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, «Просвещение», 2008г.

 

Предварительный просмотр плана

Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна»

Цели:

- познакомить учащихся с основами цветоведения;

- дать понятие цветового круга, основных, составных цве­тов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов;

- учить находить гармонические цветовые сочетания;

- смешивать краски для получения нужного цвета, оттенка;

- развивать творческое воображение, умение выражать цве­том свои мироощущения;

- воспитывать художественный вкус.

Оборудование:

- таблицы «цветовой круг», «теплые и холодные цвета», «дополнительные цвета»;

- образец педагогического рисунка.

Словарь: цвет, цветовой круг, основные и составные цве­та, дополнительные цвета, тональность, насыщенность, оттенок, теплые и холодные цвета, тон.

Ход урока I. Организация урока.

- Приветствие.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Выполнение задания на развитие техники рисования.

Используя данные фигуры, нарисуйте различные рисунки.

- Смачивание красок.

27.09.2016, 17:45
       
   
 
 

Учитель. Вся природа вокруг нас сверкает разнообраз­ными красками. С древнейших времен цвет тесно связан с ду­ховной жизнью человека. Люди наделяли его ритуальными и магическим свойствами.

Разные цвета обладают исторически сложившейся символи­кой. Например, белый цвет символизирует чистоту, благородст­во и святость, красный - величие и страдание, черный - мрак, смерть, горе.

Учитель. Цвет оказывает сильное воздействие на эмоции человека. Красный цвет - возбуждает, согревает, оранжевый - тонизирует, зеленый - успокаивает, фиолетовый - угнетает. На­полненный особым внутренним содержанием, цвет, по словам по­эта, - вестник печали и вестник надежды, траура вестник и вестник мечты», а «краски память нашу будят, краски чувства наши будят». Именно поэтому цвет в изобразительном искусстве - это одно из главных выразительных средств, и языку цвета надо учиться.

III. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений.

1. Цвет как физическое явление.

Учитель. Свет - это форма энергии, электромагнитное излучение, которое обладает как волновыми, так и корпуску­лярными свойствами.

Эксперимент, проведенный некогда Ньютоном, показал, что луч света, проходящий через призму, разделяется на семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий (индиго) и фиолетовый. Каждый из них представляет собой вол­ну определенной длины. Поскольку все тела обладают тем или иным цветом, мы можем различать цвета только благодаря на­личию света. Зайдите в темную комнату, и вы поймете, что име­ется в виду.

Человеческий глаз воспринимает тот или иной цвет, потому что в тот момент, когда свет попадает на поверхность, волны определенной длины поглощаются этой поверхностью, а другие волны отражаются от нее.

Мы видим синий цвет, когда поверхность отражает волны синего цвета и поглощает все остальные волны.

Мы видим красный цвет, когда поверхность отражает волны красного цвета и поглощает все остальные волны.

Когда мы видим черный цвет, это значит, что все световые волны поглощаются этой поверхностью. Если перед нами белая поверхность - все световые волны отражаются от нее. Все мно­гообразие цветов представляет собой комбинации поглощенных и отраженных световых волн.

Информация о воспринятом цвете передается в головной мозг. Сетчатка глаза полностью состоит из нервных окончаний, которые позволяют различать световые волны различной длины.

В поисках системы. Поворотный момент в изучении феномена цвета наступил в 1666 году, когда английский физик Исаак Ньютон выяснил, что луч света, проходящий через стек­лянную призму, разделяется на несколько спектральных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиоле­товый. При обратном прохождении через другую призму цвета, смешиваясь, вновь образуют белый луч света.

Эти семь цветов составляют радугу - атмосферный феномен, восхищавший и увлекавший человека с древнейших времен. Природа этого феномена состоит в том, что мельчайшие капель­ки воды в воздухе «работают» как миниатюрные призмы, мил­лионы миниатюрных призм.

В 1704 году Ньютон опубликовал результаты исследований в своем фундаментальном труде «Оптика», заложив основу для современных исследований в этой области. Доказав волновую природу света, Ньютон решил проблему феномена цвета в об­щих чертах.

- Основные, составные и производные цве­та. Цветовой круг.

Учитель. В цветоведении различают первичные, вторич­ные и производные цвета. Первичными называются цвета, которые не могут быть получены сочетанием других цветов.

Три основных цвета - это красный, желтый и синий. Эти три цвета нельзя получить путем смешивания других цветов, их из­готавливают промышленным способом.

В результате смешивания любых двух первичных цветов можно получить составной (вторичный) цвет. Красный и жел­тый дают оранжевый цвет, желтый и синий - зеленый, а крас­ный и синий - фиолетовый цвет.

В результате смешивания основного цвета с любым из вто­ричных цветов, соседствующих с ним на цветовом круге, можно получить производный цвет третьего порядка. Так, красный и оранжевый цвет, желтый и оранжевый дают желто-оранжевый цвет, желтый и зеленый дают желто-зеленый цвет, синий и зе­леный дают сине-зеленый цвет, фиолетовый и синий дают фио­летово-синий, а фиолетовый и красный дают фиолетово-крас­ный цвет.

Путем комбинирования трех основных цветов и их произ­водных можно получить набор из 12 оттенков. Впрочем, следует помнить, что производные цвета обычно темнее и «грязнее» по сравнению с исходными. В теории цветов принято представлять цветовой спектр в виде круговой диаграммы.

Цветовой круг - как можно описать каждый цвет. Особенности правильного подбора цветов.Цветовой круг является диаграммой, с помощью которой можно проиллюстрировать некоторые основные положения тео­рии цвета. Он позволяет наглядно продемонстрировать, что представляют собой первичные, вторичные и производные цвета.

- Теплые и холодные цвета.

Учитель. Все цвета можно описатькак теплые или холодные. На «теплой» половине диаграммы находятся красные, желтые и оранжевые цвета, «холодную» половину со­ставляют зеленые, синие, фиолетовые. В каждом цвете содер­жится теплый или холодный признак. Так, кадмий красный счи­тается теплым цветом, потому что он близок к оранжевому, а ализариновый красный считается холодным цветом, так как он близок к синему. Небесно-голубой считается холодным, потому что он близок к зеленому цвету, а ультрамарин считается теп­лым, так как он близок к красному.

- Дополняющие (дополнительные) цвета.

Учитель. Оттенки, которые располагается на цветовом кру­ге строго друг напротив друга, образуют так называемые компле­ментарные пары и называются дополняющими оттенками.

Дополняющие оттенки вступают в особые, комплементар­ные отношения. Если внимательно рассмотреть комплементар­ные пары на цветовом круге, можно обратить внимание на ряд особенностей.

В комплементарные отношения вступают либо первичный и вторичный оттенки (красный и зеленый, желтый и фиолетовый или синий и оранжевый), либо два производных оттенка третье­го порядка: красно-оранжевый и сине-зеленый или желто-­красный и фиолетово-красный и так далее). Еще одна особен­ность состоит в том, что в этих парах один оттенок всегда теп­лый, а другой - холодный.

Дополняющие оттенки отличаются неизменной насыщенно­стью и интенсивностью. Если дополняющие оттенки располо­жить рядом, появится эффект усиления. Иначе это называется эффектом одновременного зрительного контраста, результатом чего является остаточное изображение.

Действие эффекта можно продемонстрировать с помощью следующего эксперимента. Если пристально посмотреть на красный квадрат, а затем перевести взгляд на белую поверх­ность, то на ней можно увидеть так называемое остаточное изо­бражение, своеобразный «призрак» квадрата, но зеленого цвета, то есть цвета, который составляет комплементарную пару крас­ному. Зеленый цвет усиливает качественные характеристики красного цвета, так же как красный усиливает качественные ха­рактеристики зеленого. Если после красного квадрата присталь­но посмотреть на зеленый квадрат, в качестве остаточного изо­бражения появится красный «призрак».

- Словарная работа.

Учитель. Несмотря на то что разные изобразительные материалы могут использоваться по-разному, у них много об­щих свойств и характеристик. Поэтому каждому художнику не помешает знание основных терминов, используемых в теории цвета, чтобы представлять себе возможности всех изобрази­тельных материалов.

Оттенок. Оттенок, по сути, то же, что и цвет. Красный, желтый и оранжевый можно назвать оттенками. Лимонный жел­тый, кадмий желтый и Камбоджа являются оттенками желтого и очень близки друг к другу.

Оттенок того или иного цвета можно сделать более темным, если к нему добавить немного черного цвета или цвета, соста­вляющего комплементарную пару. Оттенок принципиально не меняется, просто становится темнее. Диапазон таких оттенков нередко бывает довольно широким и может варьировать от ос­новного оттенка того или иного цвета до густого черного.

Тональность того или иного цвета можно сделать более светлую, если к нему добавить немного белого цвета или, как в случае с акварелью, разбавить краску водой.

Тон. Эта характеристика описывает тональность (соотно­шение светлого и темного) оттенка. Лимонный цвет светлый по тону, а индиго - темный. Однако, если к индиго добавить не­много белого, новый оттенок по тону будет ближе к лимонному.

Насыщенность. Описывает относительную полноту цвета, то есть его цветность или интенсивность. Чистые цвета - красный, синий и желтый считаются полноцветными, то есть насыщенными оттенками.

Колорит - это задуманное художником цветовое сочета­ние, с помощью которого он создает художественный образ. Так, если преобладают синие, зеленые, фиолетовые оттенки, то ко­лорит называют холодным, а если красные, желтые - то теплым.

6. Беседа по картинам.

Учитель. Из всего богатства красок художник старается создать цветовое единство картины - колорит. «Колорит - ор­кестр из красок», - считал русский художник Борис Михайло­вич Кустодиев. Это значит, что, передавая зрительные ощуще­ния реального видимого мира, цвет в то же время передает и глубоко личное настроение художника.

Посмотрим на две картины известных художников, чтобы убедиться в том, что цвет - это одно из главных выразительных средств в живописи, ее душа, что он помогает художнику рас­крыть свой замысел, свое мироощущение.

В Третьяковской галерее находится удивительная картина Филиппа Андреевича Малявина «Вихрь». Как вы видите, ее сю­жет трудно пересказать.

Но картина не просто воссоздает увиденное событие, а рас­крывает настроение и чувства художника. Изображение сверка­ет, рассыпается красочным калейдоскопом, захватывает зрителя живописной стихией цвета.

Мы первоначально даже и не различаем фигуры идущих на­встречу ветру крестьянок, потому, что нас завораживают неис­товые всплески красок, яростные всполохи цветового костра.

Горячий колорит насыщенного красного цвета напоминает о бурных драматических событиях начала XX века. В то же время красный цвет - это цвет праздника, жизненной силы, энергии, радости бытия.

В картине же Борисова-Мусатова «Вдвоем» вы видите, что цвет несет совершенно другое эмоциональное звучание. Мягкие, словно приглушенные краски создают особое лирическое на­строение. Мир увиден художником как будто сквозь призму по­эзии. Молчаливые, погруженные в свои мечты, хрупкие девуш­ки замерли у неподвижной воды, в которую, как в зеркало, оп­рокинуты облака и деревья. Синий цвет платья воспринимается отзвуком высокого неба.

Преобладающие в картине переливы голубых, фиолетовых, желтых, зеленовато-охристых красок вызывают настроение свет­лой печали, задумчивости, расслабленности. Используя тонкие нюансы холодных цветов, художник пробуждает в зрителях не­выразимое словами элегическое настроение, рождает волную­щие, словно увиденные во сне, молчаливые образы.

А какие чувства вызывают эти картины у вас? Как вы опи­шете колорит этих картин? Как вы думаете, верно ли выражение «язык цвета»?

(Ответы учащихся.)

ГУ. Практическая работа.

Задание1.. Выполнить рисунок цветка ограниченной па­литрой (акварель, гуашь,акрил)

Задание2 Выполнить композицию в технике «узелковый батик».

Выполнение задания.

Вставить пропущенные слова в данные предложения.

В изобразительном искусстве три цвета - ... (желтый, крас­ный, синий) - принято считать основными.

«Белый» солнечный цвет состоит из следующих цветов: ... (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиоле­товый).

Красный и зеленый - это ... (дополнительные) цвета.

Лимонный цвет - это ... (оттенок) желтого цвета.

Система цветовых сочетаний в произведениях изобразитель­ного искусства называется ... (колоритом).

- Заключительное слово учителя.

Учитель. Работа с цветом - одно из самых интригующих действ изобразительного искусства. Точно так же, как не суще­ствует двух идентичных отпечатков пальцев, нельзя найти лю­дей, которые одинаково воспринимали бы или использовали в своем творчестве тот или иной цвет.

Но работа с цветом очень не проста. Художнику необходимо уметь различать разные оттенки цвета, которых великое множе­ство. Ведь незнающий человек и розу, и закат солнца опишет прилагательным «розовые». Но ведь это не так! Поэтому прак­тикуйтесь в смешивании цветов для получения самых разных оттенков, не пытайтесь подбирать цвета таким образом, чтобы они точно повторяли цвет какого-либо предмета. Только так в результате кропотливого труда, вы сможете мастерски работать с красками. Успехов вам в этом!





Уважаемый посетитель сайта!

Чтобы
скачать материал - кликните по одной из рекламных ссылок, расположенных ниже и вернитесь на эту страницу. На этом месте появится ссылка на скачивание.


Просмотров: 872 | Категория: ИЗО | Добавил: nmasalitin | Теги: Урок, презентация, Цвет — элемент композиционного твор, ФГОС, скачать, 7 класс, Свободные формы: линии и тоновые пя, ИЗО, план Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments  
Презентации
Advertur
АлиЭкспресс
Поиск
Форма входа

Статистика
Индекс цитирования

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Tak.Ru